В современной экономике предприятия находятся в таком быстром вихре окружающей бизнес-среды, что каждый неосторожный шаг может стать решающим.

Наличие многих конкурентов, частых изменений в законодательной базе, быстрого развития технологий, изменений поведения потребителей, поставщиков, конъюнктуры рынков и многих других факторов заставляют предприятия быть гибкими, не отставать от темпов развития экономики и иметь эффективные системы управления.

Наиболее распространенным среди систем управления предприятиями является система бюджетирования. Однако в современной науке еще много вопросов в этой области остаются без ответов и по результатам проведенных исследований можно утверждать о многовариантности применения бюджетирования на предприятиях, что имеет как ряд позитивных, так и негативных последствий.

Для эффективного применения бюджетирования на предприятии стоит определиться с объектами бюджетирования, необходимостью внедрения автоматизированных систем, кругом ответственных лиц, видах бюджетов, принципами бюджетирования, системой контроля за исполнением бюджетов и др.

Объект бюджетирования

Объект бюджетирования – это определенная деятельность, подразделение, сфера, проект, бизнес, и т.д., для которых в организации будут формироваться бюджеты, будет осуществляться их реализация и контроль выполнения. Их классификация является вопросом дискуссионным.

Если предприятие производит относительно однородную продукцию соответствующей номенклатуры, то в таких условиях можно использовать послеоперационное бюджетирование. Однако, выделение отдельных операций в объект бюджетирования является слишком детализированным и трудоемким процессом.

В случае анализа холдинга, концерна, других видов объединений предприятий целесообразно объектами бюджетирования выделять целые направления деятельности предприятия. Но в наше время наиболее распространенными объектами ответственности является центры ответственности (ГО), которые предприятия выделяют самостоятельно с учетом особенностей бизнеса.

В связи с тем, что классификации объектов очень разнятся, предлагается новая технология выбора объектов бюджетирования для различных предприятий. Так, каждый предприниматель сначала определяется с размерами своего предприятия, затем исходя из размеров выбирает вид бюджетирования (по проектам, по операциям, по центрам ответственности), а уже потом детализирует и классифицирует выбранный объект (например, для бюджетирования по ГО – центры затрат, доходов, инвестиций и т.д.).

Такая методика позволяет создать иерархию бюджетов, иметь четкую систему контроля и отследить, какие подразделения «наполняют», а какие «потребляют» бюджет.

Бюджет

Бюджет – это количественное отображение плана, инструмент координации и контроля над его выполнением. Система плановых бюджетов имеет собственную классификацию.

Также одной из важнейших предпосылок эффективности функционирования бюджетирования являются разработки научно обоснованных принципов и их внедрения и использования в практической деятельности. В науке выделяют принципы научности, комплексности, оптимальности, единства, полноты, достоверности, ранжирования, вариантности, сбалансированности, обеспечение обратной связи и интегрированности.