Должен ли быть креативен в своих подходах к принятию решения HR? Какими навыками и компетенциями он должен обладать? А вообще, кто это придумал, и кто ограничил рамки человеческих ресурсов и возможностей через уровень проявления компетенций? Да всё очень просто.

Встречается у человека ситуация в жизни, в которой необходимо принять решение, которое он ещё не принимал ни разу, он или быстро находит вариант или берет тайм-аут и выдает вариант, который для всех кажется нетривиальный, неидентичный прошлому, а КРЕАТИВНЫЙ. Вся наша жизнь это непрерывный процесс из ситуаций и действий в этих ситуациях. Только кто–то их считает стандартными, а кто-то говорит о нестандартных ситуациях, кейсах завышенной сложности, нестандартном подходе к решению простых, обыденных вопросов.

Вот если я сейчас вас спрошу «Сколько будет 5х5?», каждый быстро не задумываясь, ответит «25».
Мы так привыкли. Если ответ на вопрос есть уже в голове, в нашем опыте, мы не тратим время на поиск вариантов решений. Это и есть наши навыки, в данном случае навык «умножения простых чисел».

А теперь ответьте на вопрос «Сколько будет 16х19?». Часть людей не станут время терять на подсчеты, просто будут читать дальше статью, чтобы узнать ответ. Другая часть, просто бросит читать и займется своими привычными делами. Третьи же возьмут тайм-аут и найдут ответ. При этом будут использовать калькуляторы, телефоны, а кто-то ручку и листик :) В голове возникнут варианты умножения в столбик или в строчку или разложение на десятки и единицы, их умножение и сложение.

Конечно, это всё хорошо. Но теперь ответьте на вопрос, какой подход каждый использовал из вас: стандартный или нестандартный? У кого быстрее разовьется навык умножения сложных чисел?

Вот так и в жизни. Мы применяем чаще то, что быстрее сделать. А ведь жизнь не дает нам одинаковых вопросов и ситуаций. Она ждет от нас движения и развития. Развития наших навыков, выхода из привычной зоны комфорта.

Роль HRа обычно в организациях, это роль спасателя, к которому можно прийти пожаловаться, спросить совета.

Обычно сотрудники приходят к тому, с кем точно можно поговорить и к тому, кто примет за тебя решение и будет нести ответственность за эти решения. Зачастую варианты решений не дают ожидаемого результата и создают ощущение ограниченности наших возможностей, чувство растерянности и беспомощности. Очень хочется, чтобы менеджер по персоналу не был в роли «спасателя», а выполнял функцию стратега и того, кто всегда может вывести твои ресурсы на уровень осознанного их применения. Ведь у каждого из нас есть возможности и их границы, которые мы даже не пытаемся определить.

Сейчас очень хочется рассказать восточную притчу, которая покажет, действительно, нетривиальный подход к решению сложной ситуации.

“Один человек оставил в наследство трём сыновьям семнадцать верблюдов. По его завещанию половина верблюдов должна была принадлежать старшему сыну, треть верблюдов – среднему, а девятая часть – младшему. Братья долго думали, но поделить наследство так и не смогли. Семнадцать не делится ни на два, ни на три, ни на девять. В конце концов, братья обратились к мудрому старцу. Старец подумал и предложил: “Давайте делить наследство, но добавьте туда ещё и моего верблюда”. Теперь братьям надо было делить восемнадцать верблюдов. Старший сын забрал свою половину, т.е. девять верблюдов. Средний взял треть – шесть верблюдов. Младший получил девятую часть – двух верблюдов. Девять, шесть, два в сумме дают семнадцать. Один верблюд оказался лишним, и братья вернули его старцу”. 

Иногда жизненные или рабочии ситуации могут оказаться безнадежными, как и задача с семнадцатью верблюдами. Тогда, подобно мудрому старцу, именно HRу, человеку от которого больше всего ожидают движения в сторону «выхода», необходимо применить нетривиальный прием, т.е. найти восемнадцатого верблюда.

Для того чтобы «восемнадцатый верблюд» всегда был под рукой, необходимо быть, по крайней мере, знакомыми с основными законами управления человеческими ресурсами, знать и уметь применять широкий арсенал методов, приемов и техник стратегического и операционного управления. Вопрос трансформации человеческих ресурсов и направление их на решение бизнес – задач и есть основная глобальная задача любого руководителя. А вот какой подход выбрать, решая её, стандартный или метод «восемнадцатого верблюда» это уже дело каждого индивидуально. Я уверена только в одном, что у каждого HRа есть свой «восемнадцатый верблюд»J

О стратегическом мышлении мы ещё с вами поговорим.

А вы как считаете, какими компетенциями должен быть наделен HR?

HR-консультант, бизнес-тренер, коуч: Наталья Дзюба