Несмотря на бытующее представление о том, что «хороший продавец продаст все, что угодно и кому угодно», опыт продаж убеждает в обратном: продажа продаже рознь. И разница состоит даже не только и не столько в методе продажи, сколько в самой последовательности ее этапов.

Если проводить аналогию между продажами и спортом, то можно выделить продавцов-спринтеров и продавцов-стайеров. Первые, как правило, работают на массовом рынке (B2C), вторые – продают корпоративным клиентам (B2B).

Давайте посмотрим, какие существуют отличия между продажами В2В и В2С, и какие практические выводы из этого можно сделать.

Продажи В2СПродажи В2ВТребования к организации и ведению продаж В2В
Человек покупает товар, удовлетворяющий индивидуальные потребности.Организация приобретает решение своих бизнес-задач; имеются высокие риски принятия ошибочных решений.• Хорошее знание и понимание бизнеса клиента;
• Способность выявлять проблемы и распознавать риски клиента;
• Наличие рациональных преимуществ представляемых решений;
Относительно невысокая стоимость приобретаемых решений.Высокая стоимость Приобретаемых решений.• Способность рассчитывать и обосновывать долгосрочные экономические выгоды от совершения покупки;
Клиент принимает индивидуальное решение.Со стороны клиента и со стороны поставщика работают команды.• Умение работать с командой клиента;
• Умение управлять межфункциональной командой со своей стороны;
Клиент совершает разовые покупки и не является экспертом в товаре; важное значение имеет эмоциональная составляющая покупки.С продавцом работают профессиональные закупщики и бизнес- эксперты; решения оцениваются по объективным, измеримым критериям; высокое значение имеет отраслевой опыт поставщика.• Отказ от манипулятивных подходов к продаже;
• Умение вести консультативные продажи, создающие ценность для клиента;
• Организация службы продаж в соответствии с рыночными сегментами;
Короткий цикл продажи.Длительный цикл продажи.• Высокие требования к организации планирования продаж;
• Система стимулирования продавцов построена с учетом получения отдаленных результатов;
Относительно низкая Стоимость приобретения клиента.Высокая стоимость приобретения клиента.• Наличие четкого профиля «идеального» клиента;
• Высокая значимость процессов оценки перспективных клиентов на начальных стадиях продажи;
Действие эффекта масштаба и относительно низкая значимость отдельного клиента для бизнеса.Ограниченное число потенциальных клиентов и высокая значимость каждого клиента.• Тщательная работа по каждому потенциальному клиенту, прошедшему оценку;
• Фокусирование деятельности на стратегических клиентах;
• Необходимость выстраивания отношений наряду с удовлетворением бизнес-задач;
Высокая эффективность массовых коммуникаций и макро-дифференциации.Высокая эффективность прямых продаж и лоббирования, высокая значимость микро-дифференциации• Маркетинг «обслуживает» продажи;
• Продавцы должны иметь маркетинговую подготовку.

 

Таким образом, видно, что управление В2В продажами – начиная с формирования структуры и заканчивая отбором и обучением продавцов – будет существенно отличаться от подходов таких компаний, как Coca-Cola или Procter & Gamble. Механический перенос опыта известных и успешных FMCG может привести к неудачам. Напротив, знание и понимание специфики корпоративных продаж дает хорошую базу для построения высокоэффективных продаж В2В.

Автор и тренер: Василевский Игорь